Счетная палата Оренбургской области

Итоги анализа дебиторской задолженности по неналоговым доходам как источника потенциальных (резервных) поступлений в бюджет

629

23 сентября 2024 года Коллегией Счетной палаты Оренбургской области утверждено заключение о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности управления дебиторской задолженностью по неналоговым доходам областного бюджета в 2022–2023 годах и в истекшем периоде 2024 года».

Предметом экспертно-аналитического мероприятия являлась деятельность минфина области и главных администраторов (администраторов) неналоговых доходов областного бюджета по управлению дебиторской задолженностью по неналоговым доходам областного бюджета. Объектами экспертно-аналитического мероприятия определены министерство финансов Оренбургской области, главные администраторы (администраторы) неналоговых доходов областного бюджета. Анализируемый период: 2022–2023 годы, I квартал 2024 года.

По итогам проведенного мероприятия установлено следующее.

В анализируемом периоде активизировался процесс формирования в регионе системы правовых актов, направленный на регламентацию системы управления дебиторской задолженностью по доходам (по неналоговым доходам бюджета в частности).

Утвержденный постановлением Правительства Оренбургской области от 07.11.2008 № 398-п действующий порядок осуществления органами государственной власти Оренбургской области бюджетных полномочий главными администраторами доходов областного бюджета (далее – ГАДБ) дополнен положением о необходимости принятия регламентов реализации полномочий по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним, разрабатываемых с учетом установленных общих требований к регламенту. В 2023 году всеми главными администраторами неналоговых доходов областного бюджета проведена работа по разработке и утверждению регламентов реализации полномочий администратора доходов бюджета по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним. В регламентах определен перечень мероприятий по реализации полномочий, направленных на взыскание дебиторской задолженности по доходам, с учетом специфики деятельности соответствующих ведомств. В целом мероприятия в рамках работы с дебиторской задолженностью, отраженные в регламентах, соответствуют общим требованиям к регламенту. Вместе с тем, выявлен ряд случаев несоответствия содержания указанных регламентов установленным общим требованиям.

В анализируемом периоде в утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 574 общие требования к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации введено требование об учете оценки ожидаемых результатов работы по взысканию дебиторской задолженности по доходам. Мероприятия по приведению методик прогнозирования поступлений доходов в бюджет в соответствие с обновленными общими требованиями к методике (расчет прогноза поступлений доходов с учетом результатов работы с дебиторской задолженностью) провели все главные администраторов доходов областного бюджета.

В области разработан и постановлением Правительства Оренбургской области от 19.03.2024 № 252-пп утвержден План мероприятий («дорожная карта») по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним, являющимся источниками формирования доходов консолидированного бюджета Оренбургской области, за исключением платежей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Основными причинами образования просроченной дебиторской задолженности по неналоговым доходам областного бюджета являются: нарушение сроков оплаты административных штрафов, нарушение исполнения условий контрактов (поставщиков товаров, исполнителя работ, услуг), банкротство контрагентов, неуплата в добровольном порядке задолженности получателей средств, полученных в рамках социальной поддержки населения и подлежащих возврату в доход бюджета, неисполнение судебных решений и др.

По данным годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности об исполнении областного бюджета общая сумма дебиторской задолженности по неналоговым доходам областного бюджета по состоянию на 01.01.2022 составила 985 190,0 тыс. рублей (из нее просроченная – 141 859,4 тыс. рублей); на 01.01.2023 – 1 064 508,3 тыс. рублей (из нее просроченная – 257 099,7 тыс. рублей); на 01.01.2024 составила 1 235 732,5 тыс. рублей (из нее просроченная – 258 541,5 тыс. рублей).

В ходе экспертно-аналитического мероприятия установлено отсутствие в ряде случаев единого подхода главных администраторов (администраторов) доходов бюджета при формировании ими данных о задолженности по доходам. В связи с этим Счетная палата видит необходимость проведения минфином области регулярной разъяснительной работы с главными администраторами (администраторами) доходов по вопросам формирования ими информации о задолженности и ее увязки с данными бюджетного учета и отчетности с целью отражения однозначной, полной и достоверной картины о состоянии задолженности и проводимой работе с ней, позволяющей принимать решения по устранению проблем в данной сфере.

Согласно представленной ГАДБ информации в работе по взысканию дебиторской задолженности по платежам в областной бюджет приоритет принадлежит мероприятиям по принудительному взысканию задолженности. Превентивные меры, направленные на недопущение увеличения объема просроченной дебиторской задолженности по неналоговым доходам, применяются незначительным количеством администраторов.

Примерами положительной практики работы с дебиторской задолженностью по доходам являются: проведение администраторами неналоговых доходов областного бюджета следующих мероприятий: стимулирование должников к осуществлению соответствующих выплат (министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, комитет по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области); реализация мер по своевременному доведению до дебиторов информации о платежных реквизитах для осуществления платежей и их изменении (министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, государственная жилищная инспекция по Оренбургской области); стимулирование работников, обеспечивающих взыскание задолженности (комитет по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области).

С марта 2023 года минфин области определен уполномоченным органом, ответственным за проведение мониторинга принятия мер по урегулированию указанной задолженности. Согласно аналитическим запискам минфина области поступление доходов в счет погашения дебиторской задолженности в областной бюджет составило: в 2023 году – 1 035 074,2 тыс. рублей, в том числе в досудебном порядке – 850 581,8 тыс. рублей, в результате принудительного взыскания – 184 492,4 тыс. рублей; в I квартале 2024 года – 45 577,7 тыс. рублей, в том числе в результате в досудебном порядке – 36 531,4 тыс. рублей, в результате принудительного взыскания – 9 046,3 тыс. рублей. Наибольшая доля приходится на поступление доходов в счет погашения задолженности по подгруппе «Штрафы, санкции, возмещение ущерба».

Согласно решению Коллегии Счетной палаты дано предложение министерству финансов Оренбургской области рассмотреть заключение о результатах экспертно-аналитического мероприятия и провести разъяснительную работу с главными администраторами (администраторами) доходов об обеспечении ими соответствия принятых регламентов реализации полномочий администратора доходов бюджета по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним установленным общим требованиям к регламенту; о необходимости соблюдения требований о проведении инвентаризации расчетов (включая дебиторскую задолженность по неналоговым доходам областного бюджета); о порядке формирования информации о задолженности по доходам областного бюджета и ее увязки с данными бюджетного учета и отчетности с целью отражения однозначной, полной и достоверной картины о состоянии задолженности и проводимой работе с ней.